Ремонт стартеров и генераторов авто своими руками.
В процессе эксплуатации автомобиля механизмы и узлы изнашиваются с различной интенсивностью. Стартеры и генераторы имеют ресурс между проведением ремонтных и регламентных работ около 70 тысяч километров пробега.
Содержание этой статьи
Их обслуживание на СТО обходится недешево. Можно выполнять ремонт стартеров и генераторов своими руками. Для этого не требуются особые навыки проведения электромонтажных работ. Необходимо знать:
- принципы работы и устройство узлов;
- последовательность демонтажа и монтажа блоков;
- схему подключения устройств;
- основные причины неисправности;
- методы контроля неисправности;
- правила и приемы замены комплектующих.
Принцип работы стартера, устройство, расположение
Устройство стартера автомобиля ВАЗ-2114 показано на рисунке 1.
Конструкция стартеров автомобилей является одной из самых консервативных в автомобилестроении. Принцип работы не изменяется уже более полувека. В ВАЗ-2114 применяется редукторный стартер.
Планетарный редуктор увеличивает крутящий момент стартера, позволяет уменьшить ток запуска двигателя, размеры агрегата.
На главный контактный болт приходит напряжение с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи.
Срабатывает втягивающее реле стартера, которое замыкает пятаки контактной пластины, подавая напряжение на электропривод.
Одновременно сердечник тягового реле с помощью вилки приводит в действие муфту свободного хода с шестерней. Этот механизм именуют бендикс стартера.
Электропривод стартера включает:
- статор;
- якорь;
- щетки;
- коллектор;
- планетарный редуктор.
Привод вращает шестерню, которая при срабатывании бендикса вращает маховик двигателя. Маховик передает вращательный момент коленвалу, производится запуск двигателя.
В автомобиле ВАЗ-2114 стартер находится на фронтальной стороне двигателя со стороны радиатора системы охлаждения двигателя.
Для его демонтажа требуется снятие воздушного фильтра, элементов электропроводки. Крепится стартер на трех шпильках, демонтаж производится откручиванием гаек.
Схема подключения стартера изображена на рисунке 2.
1 – стартер, 2 – АКБ, 3 – генератор, 4 – блок монтажный, 5 – контактная группа ключа зажигания.
Принцип работы, устройство, расположение генератора
Устройство генератора ВАЗ-2114 показано на рисунке 3.
Основные узлы генератора:
- шкив коленвала;
- шайба;
- передняя часть корпуса;
- кольцо;
- якорь;
- статор;
- задняя часть корпуса;
- крышка защиты;
- блок выпрямительных диодов (подкова);
- регулятор напряжения с щеткодержателем.
Принцип работы генератора заключается в следующем. При включении зажигания подается напряжение на катушку возбуждения ротора. При вращении двигателя через ременную передачу передается вращательный момент на якорь генератора.
В результате явления электромагнитной индукции на статорных катушках индуцируется переменное трехфазное напряжение.
Это напряжение выпрямляется диодным мостом, следует на плюсовую клемму аккумулятора. Одновременно выпрямленное напряжение поступает на регулятор напряжения.
Если данное напряжение превышает значение 14,8 Вольт, регулятор уменьшает ток на катушку возбуждения, в результате чего выходное напряжение уменьшается до требуемого уровня. Таким образом, происходит стабилизация напряжения.
Схема подключения генератора ВАЗ-2114 изображена на рисунке 4.
Для этого необходимо ослабить ременную передачу, снять ремень, отсоединить электропроводку, ведущую к нему, и демонтировать стартер.
Ремонт стартеров и генераторов. Видео:
Основные признаки и причины неисправности стартера
1. Стартер щелкает, но не крутит. Такая неисправность может быть связана с недостаточной емкостью аккумуляторной батареи.
Ее напряжения может быть достаточно для того, чтобы начало работать втягивающее реле, но контакты пятаков не замыкаются, электропривод не включается.
При достаточном напряжении на АКБ контактная пластина может быть подгоревшей и не замыкать пятаки. Также стартер может не крутить, если износился щеточный механизм.
В таком случае они подлежат замене.
2. Стартер крутит, а двигатель не заводится. Как правило, такая неисправность обусловлена проблемами с системой управления двигателем.
В холодное время года, при подсевшем аккумуляторе или недостаточной компрессии стартер может не создавать достаточного крутящего момента для запуска двигателя.
3. Стартер не реагирует на поворот ключа зажигания. Данная неисправность имеет ряд причин:
- отказ контактной группы замка зажигания;
- перегорание предохранителей, обслуживающих контактную группу замка;
- нарушение электропроводки, ведущей к главному контакту стартера (толстый провод) и на втягивающее реле (тонкий провод).
4. Плохо крутит стартер при заряженном аккумуляторе. Данная неисправность может быть обусловлена износом втулок, приклиниваем редуктора, плохим контактом силового провода, износом щеток, повреждением шестерни.
5. Не заводится машина стартер не крутит. При такой неисправности следует проверить подачу питающего напряжения на главный контакт стартера.
Для контроля можно подать напрямую напряжение с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи на контакт втягивающего реле.
Если стартер начнет крутить, значит, он исправен. Если стартер не заработает, его необходимо демонтировать и определять причину неисправности.
6. Посторонние механические звуки при работе стартера. Неисправность связана с износом втулок, шестерни, вилки.
Как проверить стартер на работоспособность?
В случае если имеются основания для снятия стартера и определения неисправного узла, его демонтируют. На специализированных СТО есть стенд для проверки генераторов и стартеров.
Стартер устанавливается на стендовый механизм. К нему подключаются питающие напряжения, измеряется крутящий момент, токи по цепям питания и управления.
Как проверить стартер на аккумуляторе самостоятельно. Для этого демонтированный стартер тщательно закрепляют на ровной непроводящей поверхности.
Далее с помощью изолированных проводов сечением не менее 10 мм2 соединяют:
- плюсовую клемму аккумуляторной батареи с главным контактным болтом;
- минусовую клемму АКБ – с корпусом стартера.
Запуск стартера выполняют подачей на клемму втягивающего реле плюса с положительной клеммы аккумулятора. Если стартер исправен, после щелчка втягивающего реле сработает вилка, которая приведет в движение бендикс.
Электродвигатель стартера начнет работать, шестерня привода начнет вращаться. В момент срабатывания стартера создается большой импульс вращения, если устройство плохо закреплено, возможно его смещение. Необходимо быть осторожным, не допустить короткое замыкание.
Ремонт стартера автомобиля
Если отдельные узлы стартера неисправны, необходимо их заменить. Замена стартера необходима, если отказали несколько узлов устройства либо его ремонт нерентабелен.
Для точного определения неисправного узла необходима разборка устройства. Порядок разборки стартеров включает:
- отсоединение электрических контактов;
- демонтаж сквозных шпилек стартера;
- снятие втягивающего реле;
- демонтаж задней втулки;
- снятие щеточного держателя;
- демонтаж вилки, бендикса.
Основные узлы стартера, которые подлежат замене в результате значительного износа:
- бендикс;
- щетки;
- втягивающее реле;
- вилка;
- втулки.
Если сильно изношен коллектор, его необходимо шлифовать.
Ремонт генераторов и стартеров. Видео:
Основные признаки и причины неисправности генератора
1. Индикация лампочки «аккумуляторная батарея» на приборной панели или сообщение на бортовом компьютере. Такая индикация возникает при отсутствии зарядки АКБ.
Для контроля процесса заряда используют мультиметр. Если напряжение на аккумуляторной батарее во время работы двигателя менее 12, 6 Вольт, зарядка АКБ отсутствует, следует искать причины неисправности.
Сначала следует проверить исправность предохранителей F4 и F6 по цепи питания генератора.
2. Отсутствует вращение шкива генератора. Возможен обрыв или проскальзывание ремня. В случае обрыва ремня его необходимо заменить. Если ремень проскальзывает, необходимо увеличить его натяжение.
3. Свист ремня генератора. Такая неисправность может быть в результате критического износа ремня, попадания на его поверхность различных жидкостей.
Необходимо подтянуть ремень, очистить рабочую поверхность при помощи растворителя, заменить его в случае необходимости.
4. Изменение яркости свечения внешнего освещения (фар) при различных оборотах двигателя. Причиной такого симптома обычно является неисправность регулятора напряжения или износ щеток.
Как проверить генератор на работоспособность?
На СТО для проверки генератор помещают на специальный стенд. На нем измеряют ток заряда и напряжение при различных оборотах генератора.
Самостоятельно контроль неисправности генератора можно осуществить измерением напряжения на АКБ при работающем двигателе (должно быть более 12,8 Вольт). Также проверяют напряжение на главном контакте генератора, куда приходит напряжение с плюса АКБ.
Если оно отсутствует, причиной может быть отказ предохранителя генератора.
Далее проверяют качество контактов регулятора напряжения, его работоспособность. Демонтировать регулятор напряжения можно не снимая генератор. Для проверки регулятора используют две схемы.
Рисунок 5, 6
На схеме, изображенной на рисунке 5, лампочка должна светиться, рисунке 6 – не гореть. В случае, если результаты измерений не соответствуют необходимым, регулятор напряжения следует менять.
Для проверки выпрямительных диодов следует использовать мультиметр. Если пробиты диоды (обычно они пробиваются парами), их необходимо заменить. В продаже имеются диодные «подковы» в сборе.
Ремонт генератора автомобиля
Ремонт генератора иногда обходится ненамного дешевле, чем приобретение нового. Основные узлы генератора, которые могут быть неисправны:
- блок выпрямительных диодов;
- регулятор напряжения (таблетка, шоколадка);
- щетки;
- втулки, подшипники;
- обмотки статора;
- коллектор (можно шлифовать).
Для проведения ремонта генератора его необходимо демонтировать. Сначала следует ослабить натяжение ремня и снять его. Далее отсоединяют проводку от генератора, приступают к его демонтажу. После этого выполняют разбору генератора.
Разборка генератора обычно включает следующие технологические операции:
- снятие сквозных болтов или шпилек;
- демонтаж регулятора напряжения;
- разборка конструкции;
- демонтаж втулок, подшипников;
- разборка диодного моста.
В случае, когда произошел пробой одного или нескольких выпрямительных диодов, можно заменить неисправные диоды, не заменяя диодную «подкову» целиком.
Ремонт и замена втягивающего реле стартера. Как проверить? - здесь больше полезной информации.
Обычно диоды в мосте не паяют, а приваривают при помощи точечной сварки. Неисправный диод следует выкусить. Исправный диод необходимо запаять.
Для этого необходимо использовать мощный паяльник (более 100 Ватт), припой типа ПОС-60 и специальный кислотный активный флюс. Если такой флюс отсутствует, можно использовать таблетку аспирина.
Вас заинтересует эта статья - Плюсы и минусы замены катализатора на пламегаситель.
После ремонта и сборки генератора проверить его работоспособность без специального стенда трудно. Можно только прозвонить устройство мультиметром. Для этого его щупы подключают последовательно между главным контактом и корпусом сначала в одном, затем в другом направлении.
Переключатель мультиметра устанавливают в положение «диод».
Окончательная проверка генератора производится на работающем двигателе при полностью подключенном генераторе и натянутом ремне. Напряжение на аккумуляторной батарее должно быть более 13,2 Вольта.