Какое трансмиссионное масло лучше выбрать?
Пришло время менять масло в коробке, и логично встал вопрос: какое трансмиссионное масло лучше выбрать? Так, чтобы и коробку надежно защищало, и не замерзало зимой, и до следующей замены беспроблемно отработало.
Содержание этой статьи
Совершенного рецепта по подбору, который бы однозначно отвечал на этот вопрос, нет. Ниже постараемся внести максимальную ясность в вопрос подбора трансмиссионного масла и прольем свет на некоторые ключевые моменты.
Классификация трансмиссионных масел
В первую очередь, масло подбирается исходя из требований автопроизводителя. В инструкции по эксплуатации к любому автомобилю прилагается карта смазки или перечень операций при проведении ТО.
Чтобы разобраться в аббревиатурах и цифрах, указанных в технической документации, рассмотрим основные характеристики трансмиссионных масел.
Какое трансмиссионное масло лучше? Видео:
Тип базы и состав присадок
Традиционно все трансмиссионные масла по типу базы подразделяются на три группы:
- минеральные – образовываются после прямой перегонки нефти, отделения легких фракций и последующей очистки;
- синтетические – создаются на основе нефти или газа после проведения комплекса сложных технологических преобразований над сырьем;
- полусинтетические – получаются путем смешивания минеральной и синтетической базы.
Понятие синтетики и полусинтетики сегодня размыто. Раньше к синтетическим маслам относили только смазки на основе ПАО, эстеров или других высокотехнологичных баз.
Сегодня продукты гидрокрекинга и жесткого гидрокрекинга также нередко относят к синтетике, хотя раньше это были минеральные или полусинтетические трансмиссионные масла.
Если опираться исключительно на рабочие свойства, то синтетика или полусинтетика окажется лучше по ряду своих качеств относительно минеральных смазок.
Однако цена синтетики значительно выше. И в некоторых случаях есть смысл отдать предпочтение минеральной базе. Например, в тех случаях, когда коробка работает в спокойном режиме и есть возможность менять масло чаще регламента.
Присадки для трансмиссионных масел производит всего несколько компаний в мире. Ведущими считаются Lubrizol, Infineum и Chevron Oronit.
Эти производители наполняют базы для более чем половины от всех известных марок синтетических трансмиссионных масел.
В составе присадок, как правило, присутствует несколько присадок разного назначения:
- противоизносные;
- антифрикционные;
- противозадирные;
- противопенные;
- антиокислительные.
Количество присадок и пропорции определяет производитель масел.
ГОСТ
Государственный стандарт, который регламентирует номенклатуру и обозначение отечественных трансмиссионных масел, включает 5 основных классов: от ТМ-1 до ТМ-5.
Причем классы ТМ-1 и ТМ-2 сегодня официально выведены из производства всеми нефтеперерабатывающими предприятиями. Чем выше цифровой индекс в классе масла, тем оно лучше: качественнее база и богаче пакет присадок.
Однако не всегда маслом более высокого класса можно заменить масло предыдущих стандартов. Но об этом поговорим ниже.
Также в стандарте есть разделение трансмиссионных масел по вязкости. Вязкость указывается через тире после основного класса.
Вязкость в большей мере подбирается по климатическим условиям эксплуатации авто. Для северных регионов лучше залить более жидкое масло, что облегчит работу коробки «на холодную». В южной полосе повышенная вязкость обеспечит лучшую защиту.
API
Классификация трансмиссионных масел по версии американского института нефти сходна с ГОСТовским стандартом. Однако на сегодня в стандарте API для трансмиссионных масел присутствует 6 классов: от GL-1 до GL-6.
Так же, как и в отечественной системе обозначений, первые два класса считаются устаревшими и не используются в настоящее время.
В последние годы с прилавков практически полностью пропали масла класса GL-3, что говорит о скором выводе этого стандарта из обращения. Так что, если приобретаете масло класса GL-3 по API, то обращайте внимание на дату изготовления и срок годности.
SAE
Классификация по SAE определяет вязкость трансмиссионного масла. Несмотря на западное происхождение, эта маркировка сегодня ближе и понятнее для автомобилистов России. Вспомним, как подобрать масло по SAE.
Стандарт предусматривает две части индекса, разделенные между собой дефисом: летнюю и зимнюю. Первым идет зимняя часть индекса, которая состоит из двузначного числа и буквы W. Вторая часть представляет собой двузначное или трехзначное число.
Чем больше зимний индекс, тем выше низкотемпературная вязкость. Например, масло вязкостью 75W-90 замерзнет только при –40 °C, а масло 85W-140 начнет терять свои рабочие свойства уже при –12 °C.
Летняя часть индекса определяет вязкость масла при 100 °C. На практике механические коробки передач редко разогреваются до 100 °C. Однако в стандарте за номинальную принята именно эта температура.
С другой стороны, густые смазки забирают часть энергии на вязкостное трение, что увеличивает расход топлива. При выборе вязкости для конкретного региона рекомендуется обратиться к инструкции по эксплуатации авто.
Нередко производитель дает поправки на климатические условия и указывает конкретные марки масел по SAE для различных температурных режимов.
Какое масло заливать в коробку?
На самом деле этот вопрос не имеет однозначного ответа. В плане соотношения цены и качества каждый автовладелец выбирает сам, на что делать упор.
Например, считается довольно эффективной и оправданной практика заливки более простых масел, но с тем расчетом, чтобы менять их чаще.
С другой стороны, многие предпочитают один раз заправить дорогое масло и до регламентного пробега забыть об обслуживании МКПП. Этот подход также актуален, особенно с учетом больших межсервисных пробегов у современных коробок.
Ниже приведен перечень производителей, чьи трансмиссионные масла имеют в подавляющем большинстве нейтральные или нейтрально положительные отзывы.
- Agip
- Ardeca
- Castrol
- Elf
- Eni
- Fuchs
- Gazpromneft
- Idemitsu
- Kixx
- Liqui Moly
- Mannol
- Mobil
- Motul
- Ravenol
- Shell
- Total
- ZIC
- Лукойл
- Роснефть
- ТНК
Также пользуются особой популярностью брендированные моторные масла, выпускаемые под маркой автопроизводителя. Например, масла Honda, Hyundai, Toyota, Nissan, Mitsubishi и др. Здесь важно понимать, что в конечной стоимости немалый процент будет занимать плата за бренд.
Нужно ли строго следовать рекомендациям автопроизводителя?
Стоит ли придерживаться строго рекомендаций автопроизводителя по марке масла для МКПП? Не всегда.
В конце XX века в дело вступила жесткая маркетинговая политика. За право числиться в инструкции по эксплуатации авто в качестве поставщика оригинальных, конвейерных масел в борьбу вступали многие компании, производящие смазочные материалы.
Подобный ход логично порождал спрос. Некоторые нефтеперерабатывающие компании даже заключали контракты на маркировку на заливных горловинах своих лейблов (яркий пример – концерн GM).
Обилие трансмиссионных масел, их марок и характеристик позволяет без особых проблем подобрать аналог к практически любому существующему смазочному материалу для любой коробки передач.
Также сегодня многие автопроизводители собирают свои силовые агрегаты и коробки передач со сходными нагрузочными режимами и требованиями к смазкам в группы, которым присваивают особый индекс, так называемый допуск.
В этом случае в коробку передач можно лить любое масло, имеющее нужный допуск независимо от рекомендованного в инструкции по эксплуатации бренда.
Трансмиссионное масло. Разновидности. Масло для коробки передач. Как выбрать? Видео:
Какие отклонения от регламента допустимы?
Некоторые инструкции по эксплуатации допускают использование нескольких масел с разными характеристиками в зависимости от климатической зоны или какого-либо другого фактора.
Ведь автомобиль, который ездит в южных регионах, где температура редко опускается ниже нуля, и машина, эксплуатируемая в северной части страны, потребует различных свойств от масла.
Ниже приведено несколько допустимых отклонений от требований автопроизводителя.
Вместо полусинтетики допускается использование синтетики без каких-либо оговорок, если остальные показатели совпадают.
Также не запрещено лить в МКПП более простые масла вместо требуемой синтетики, но только в том случае, если все основные характеристики идентичны. В этом случае рекомендуется проводить замену раньше регламентного срока на 30-50%.
Стандарт API GL-3 (ТМ-3) можно смело менять стандартом API GL-4 (ТМ-4) без ограничений.
Более технологичные смазки могут нарушить работу синхронизаторов из-за эффективных антифрикционных присадок.
Моторные масла: новички vs. старожилы. Polymerium. - здесь больше полезной информации.
Можно для южных регионов лить более густые масла, но не больше, чем на одну ступень по стандарту SAE или по ГОСТу. Если автомобиль не потеряет в мощности и не возрастет расход топлива, то подобная замена только пойдет на пользу.
Помните, что заливать не подходящее по инструкции масло нужно осторожно. В некоторых случаях необдуманная подмена приводит к некорректной работе коробки и ускоренному износу нагруженных деталей.
Подбор трансмиссионного масла по марке автомобиля
Подобрать правильное масло сегодня проще всего через специализированные сервисы. Особенно это процесс актуален для приверженцев какой-либо одной марки смазочных материалов.
Для этого обычно достаточно указать марку и модель авто, год выпуска, объем двигателя и его мощность. Иногда алгоритм просит для дополнительной проверки ВИН-код.
Как показала практика, подобные сервисы на сегодня хорошо отточены и не допускают ошибок. Однако важно понимать, что программа автоматизированного подбора способна выдать только номинально требуемое масло без поправки на климат и прочие нестандартные условия эксплуатации.